Вера Панасевич построила полгорода и стала почетной жительницей Югры в свои 60 лет
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2YXJkdGJ2NjBqaXNmdTEwcDIuanBlZw.webp)
В зале «Югра-Классик» собралось множество гостей, среди которых было немало сургутян — людей, достойных присутствовать на торжествах по случаю 95-летия округа. Однако стоит выделить одну особу — хрупкую, но сильную женщину, руками которой возведен самый крупный город региона.
В следующем году у нее будет личный юбилей — 60 лет, как она стала северянкой. Веру Ивановну, героиню рубрики «Легенды Югры», посвященной людям, которые навсегда войдут в историю нашего сурового, но прекрасного края, приветствовали все три губернатора перед началом торжественной церемонии.
Август 1966 года. В Сургут приземлился самолет Ан-2. На борту находились почти два десятка человек: десант мастеров, в основном крепкие мужчины и лишь несколько женщин. Среди них — молодая Панасевич. Далекий северный город встретил гостей из Красноярска жарой и духотой, куда ни глянь — почти повсюду песчаная пустыня.
Она вспоминала, что они приехали на чистое поле. Не было ни дорог, ничего. Говорили, что трудно, ты едешь куда-то, а она как-то этого не понимала. Может быть, так и надо было.
Работать на стройке маленькая Вера в детстве не мечтала. Да и не до девичьих грез было в то время. После войны семья голодала, работал только отец, который смог живым вернуться с фронта. Его с супругой и тремя детьми отправили покорять целину под Семипалатинском. Пока глава семьи трудился, девочка присматривала за детьми местной верхушки. Быстро научилась всему — жизнь заставила.
Она рассказывала, что они там и пели по-казахски, хотя она сначала и не понимала. Потом бешбармак научилась делать, баурсаки. Знаете, я научилась там даже доить верблюда, — вспоминала будущий Герой труда.
Учеба оставалась мечтой. Но школу пришлось бросить, а короткие курсы, в том числе агронома, не подходили. По воле судеб она оказалась в бригаде штукатуров-маляров. О профессии не знала ничего, все приходилось осваивать на практике. Некогда было опытным мастерам возиться с девочкой, которую к ним привел бригадир.
Он им говорил: «К вам вот пришла Вера, вы ее научите, она будет ученицей». И мне, знаете, что сказали — пускай становится и сама учится, — вспоминала она.
Шаг за шагом, день за днем, будущая почетная жительница региона набиралась опыта. Работа была сложная, даже тяжелая для юной девушки, но внутри нее крепла уверенность, что она выбрала правильный путь.
Она приходила домой, у меня губы и руки были разъедены, мама плакала и говорила: «Доченька, зачем оно тебе нужно?» А я отвечала, что буду строителем. Настойчиво двигалась, буду и все, — подчеркивала Вера Ивановна.
Упорство, неуемная энергия и трудолюбие помогали молодой рабочей совершенствовать свое мастерство. Еще до переезда на север она трудилась на грандиозных всесоюзных стройках и заработала славу человека надежного и работящего.
Как звери мы работали, обгоняя друг друга. Если мне давали задание до 12, я обязательно в 10 часов заканчивала, — рассказывала Герой соцтруда.
Так, стойким, упорным и целеустремленным давали путевки на комсомольские стройки Западной Сибири. Панасевич оставила двух детей маме и отправилась, как тогда считалось, на край света. Тогда Сургут и городом-то назвать было сложно. Там, где сейчас расположен густонаселенный микрорайон «Строитель», стояли бараки. В одном жили приезжие рабочие, в другом — досрочно освобожденные заключенные. А там, где сейчас центр города, раскинулось картофельное поле и пастбище для коров.
Она вспоминала, что где сейчас наша администрация, колхозное поле было. Мы брали молоко у них, картошку, они садили, все делали.
Первое, за что принялись, — дома для специалистов и рабочих, которые начали съезжаться со всей страны. Строили, отмечала будущая почетная жительница, — это сильно сказано, скорее лепили. Под рукой был только песок, вода, алебастр и мел. Из этого и ваяли.
Позже, когда началась промышленная добыча нефти, в город стали тянуть дороги, электричество, по рекам пошли суда со стройматериалами. Она была там, где нужна была ее бригада. «Мои девчонки» — так до сих пор отзывается о коллегах.
Южный Балык я много строила, ГПЗ очень много строила, подстанции нефтяные, в Тобольске я была. ГРЭС-1, ГРЭС-2 строила, ТЭЦ, очистные сооружения, ЛЭП-50, профилакторий «Энергетик» — это все мы, — отмечала Вера Ивановна.
Годы, отданные Сургуту и региону, не прошли даром. Она — одна из самых титулованных югорчан. Вера Панасевич носит звание Героя соцтруда, за выдающиеся заслуги перед государством ей присудили орден Ленина, позже — первый в истории округа знак «Почетный житель» региона, а затем и города. Последнее звание стало для нее сюрпризом. За награду похлопотали дети и коллеги, собрав 14 тысяч подписей в поддержку.
Она рассказывала, что горжусь, что это мой руководитель, мои дети. И когда мне вручали, я думала: вот это да! Сделали такой мне подарок.
Жизненной энергии Веры Ивановны, сравнимой разве что с мощью сургутских ГРЭС, хватало не только на семью и работу, но и на общественную деятельность даже после выхода на пенсию. Она собирала гуманитарную помощь для жителей Чечни, была частой гостьей в школе-интернате, возглавляла культурно-досуговый центр для серебряного поколения.
Работать и работать. Пока ноги мои будут ходить, пока мое сердце будет стучать, я хочу работать только со своими людьми, со своими ветеранами, — подчеркивала Панасевич.
Вера Ивановна и сейчас живет в Сургуте. В следующем, 2026 году, будет уже 60 лет, как север стал ее родиной. И несмотря на почтенный возраст, героиня старается не пропускать знаковые для города события. Например, открытие памятника строителям, который в этом году установили на том самом месте, где она когда-то жила в бараках, откуда начались ее отношения с городом. И тогда, и сегодня — это любовь, созидательная и взаимная.
Меня спрашивают: люблю ли я свой город? Я всегда отвечаю: как не любить?! Я полгорода своими людьми построила, — говорила она.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xL3lhbmRleGFydC1mYnZvcmZ2bnFpdnBnMDA1amJ1bi5qcGVn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2ODhmOTNiMzBlc3NoNTcxZm8uanBlZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2cW9wYjY2NGhucWJqMjY3OTguanBlZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2amNsbTVncHZjbXNwaWkyb2suanBlZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2OXFzdm85M3Z0cWVqbjM0MjQuanBlZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95YW5kZXhhcnQtZmJ2MW8waGtxdGg5cG9xMGI4MzQuanBlZw.webp)